Источник: газета «Тайны хх века».
[hide]http://tainy.info/history/pogonya-za-kumirom/[/hide]
Полторы тысячи лет не прекращались попытки захватить древнее божество народов севера России: угров, вогулов и остяков, предков нынешних хантов и манси. Речь идет о священном языческом кумире – отлитой из чистого золота статуе Великой матери, богини, дающей человеку душу.
Она считалась покровительницей жизни и продолжения рода и звалась Сорни най (в вульгарном переводе – Золотая баба).Спрятать богиню
Буддийская богиня бессмертия Гуань инь
Никто не знает точно, как выглядит статуя богини. Редкие источники описывают ее как металлическое изваяние женщины, выполненное, видимо, методом художественного литья, и подчеркивают ее изящество и красоту. Скудные сведения о ней противоречивы. По одной из версий, она – наследие мифической страны Гипербореи. Некоторые исследователи отождествляли ее с римской богиней материнства Юноной. Они считали, что в разношерстном войске Алариха, взявшем в 410 году Рим, были угры, которые вернулись на родину, унося с собой статую Юноны и поклоняясь ей, как божеству.
Другие предполагали, что это изваяние тибетской буддийской богини бессмертия Гуань инь. У озера Зайсан на востоке Казахстана в старину находилась караванная стоянка купцов из южных стран, торговавших с остяками и вогулами.
Скульптура прекрасной богини вполне могла оказаться у озера, попасть к аборигенам севера и стать их божеством – великим кумиром, которому веками поклонялись окрестные племена.
С ней связано много загадочных и трагических событий. Чужеземцу, увидевшему капище Сорни най, была суждена скорая и неминуемая смерть. Аборигенам приходилось постоянно защищать, спасать и прятать ее от настойчивых и алчных авантюристов всех мастей.
Приманка на века
Проводник заявил, что тайга дает знак, и он дальше не пойдет
Поиски божества всегда сопровождались необъяснимыми, а часто и трагическими событиями. Веками бесследно пропадали или умирали авантюристы, осмелившиеся покуситься на золотое изваяние Великой матери. Из скандинавских саг точно известно о трех попытках викингов завладеть божеством: в 820, 918 и 1023 годах. Последний набег возглавлял коварный ярл Торир Собака. С большим трудом воины Торира добрались до святилища, но разграбить не успели. Появились люди, охранявшие его, и перебили почти всех викингов, уцелевшим пришлось уносить ноги.
Неоднократно пытались отыскать кумира, продираясь сквозь урманы и минуя хитроумные ловушки, Гурята Рогович и другие новгородские молодцы-ушкуйники. В 1481 году устюжане разбили вогулов под Чердынью. Подводя северные народы под высокую государеву руку и облагая их данью, в 1499 году московские воеводы Семен Курбский и Петр Ушатый рьяно искали святилище в междуречье Тавды и Оби. Обыскали немало самых потаенных мест, но Сорни най и ее сокровища, спрятанные в тайниках, им найти так и не удалось.
Чтобы пресечь поклонение золотому идолу, искали «богопротивного» истукана и христианские миссионеры. Тогда аборигены унесли свое божество в дремучие леса на берега реки Конды, левого притока Иртыша. Снова к нему потянулись язычники с богатыми дарами.
Стремился найти и захватить Золотую бабу и Ермак, ведь по преданию, тому, у кого находилось изваяние богини, безоговорочно подчинялись поклонявшиеся ей племена. Казаки Ермака во главе с есаулом Брязгой предприняли несколько попыток завладеть божеством и в мае 1583 года разыскали святилище в местности, называемой Белогорье. Это место было священным для аборигенов и защищалось заклятием. Но это не остановило казаков. Они тщательно обыскали все святилище, но богиня таинственно исчезла. А «гости», возвращаясь из похода, попали в засаду и были убиты.
Позже, по легенде, в Белогорское святилище принесли и положили к ногам Сорни най снятый с погибшего Ермака панцирь – стальную окованную золоченой медью кольчугу. В сибирской Кунгурской летописи богиня описана как «…нага с сыном на стуле селящая и приемлюще дары от своих…»
В XX веке ее искали белые атаманы, красные комиссары и агенты спецслужб.
Золото, из которого была сделана богиня, и окружающая ее кровавая тайна будоражили умы, и многовековая детективная история продолжалась.
Тайга подает знак
Поиски идола сопровождались мистическими событиями
По преданию, в хантыйской тайге есть заплывшее бездонной трясиной озеро с лесистым островком посередине. Ветер отрывает от его берегов целые торфяные поля вместе с деревьями и кустами и гоняет их по озеру, меняя его очертания. Отыскать озеро непросто, и дорогу к нему знали немногие. На островке, что в центре озера, якобы и находилось капище богини. Тюменский краевед Аркадий Захаров узнал о нем от ханта родом с таежной реки Конды, Алексея Сургучева.
Как потом выяснилось, отец и дядя Алексея были дружны с шаманами, охраняющими кумира.
Летом 1979 года Захаров со своим другом Владимиром Романовым и рекомендованным Сургучевым проводником по фамилии Собрин уже плыли по реке Конда на «Казанке» с мотором «Вихрь».
К вечеру, по одному ему известным приметам угадывая фарватер, проводник нашел устье впадающей в Конду неширокой речки с крутыми берегами, с завалом из упавших деревьев и сора. По его словам, по ней можно было попасть в большое озеро, а затем по неприметной протоке в другое, где и находился таинственный остров. Как оказалось, завал держался на двух упавших с противоположных сторон реки специально подрубленных деревьях. С помощью топоров пробились сквозь него и снова уткнулись в такую же преграду. Смеркалось, и Собрин сказал, что костер жечь нельзя, а ночевать надо в лодке, так безопаснее.
На берегу привязали взятого с собой здоровенного кобеля Бурьку.
Ночью мужчин разбудил злобный лай пса. Зарядив ружья, они выстрелили в воздух. Пес, оборвав поводок, исчез в тайге, и его лай замер вдали. Утром проводник пошел по следам Бурьки, но вскоре вернулся мрачный и сказал, что собака пропала, а он дальше не пойдет – тайга дает знак. Посоветовавшись, Аркадий и Владимир решили продвигаться к заветному острову вдвоем. С трудом они преодолевали завалы, работая топорами и меняя в «Вихре» срезанные шпонки и сломанные винты, и к концу дня вновь уткнулись в неодолимый рукотворный завал. На следующее утро мужчины с неимоверным трудом вырвались на простор первого озера, затем нашли протоку во второе, на котором было несколько островков. Направились к ближайшему из них и, проскочив на скорости, глиссируя метров 200, прочно увязли в жидком бездонном сапропеле – черной грязи, слегка прикрытой пленкой воды. Мотор заглох, и они почти сутки метр за метром выбирались из грязи.
С трудом, вконец обессиленные, исследователи вернулись к тому месту, где остался Собрин. Проводник тихо сказал, что у Золотой богини три охранителя: водяной, змей и комполен – лесной человек (кстати, очень похожий по описанию на йети), который и не хочет их пускать.
Увидев недоверчивые улыбки, Собрин, видимо, пожалел, что проговорился посторонним о таежной тайне. На их предложение пройти к острову на следующий год по большой воде он ответил, что найти в половодье исток речки не так-то просто, да и до весны еще надо дожить. А осенью проводник утонул. Захаров понял, что прикоснулся к какой-то запретной тайне, и больше не делал попыток найти капище великой богини.
Затерянный мир размером с Румынию
Лесной человек по описаниям похож на йети
Загадочным кумиром северных народов всегда интересовались также этнографы и историки. Выяснилось, что в треугольнике между Кондой, Иртышом и Обью еще недавно процветала богатая языческая культура. На укромную поляну с кострищем к знаменитой богине собирались многочисленные ее поклонники – ханты и манси – на ежегодный праздник чествования Великой матери, прародительницы обских угров. После шумных шаманских камланий убивали жертвенного оленя, мазали идол живой кровью и приносили богатые дары. А теперь богиня скучает в одиночестве, недоступная непосвященным.
Летом 1990 года этнографическая экспедиция Института мировой литературы РАН побывала в Ханты-Мансийском автономном округе. По скупым сведениям, полученным от немногих оставшихся в живых и с неохотой вспоминавших прошлое казымских хантов, чей род по преданию отвечал за сохранность божества, в 1933 году НКВД арестовал шамана и узнал у него путь к языческому капищу.
Защищая свою святыню, ханты убили четырех чекистов, а шаманы в который уже раз унесли и спрятали своего кумира в неведомом святилище где-то в верховьях реки Казым, среди болотных топей.
Карательная акция властей была жестокой. Почти все мужчины рода были убиты, а их оружие конфисковано. Охотиться было не с чем и некому, и почти все дети, старики и женщины за зиму вымерли от голода. У хантов и манси до сих пор сохранился тщательно скрываемый от посторонних культ почитания Сорни най.
По слухам, сейчас Великая мать находится на Таймыре, на плато Путорана – в загадочном месте даже в настоящее время. Там, на труднодоступной территории затерянного мира размером с Румынию, на метеостанции у озера Агата постоянно живут восемь человек. Шаманы надежно спрятали кумира своего народа.