Министром здравоохранения Российской Федерации Вероникой Скворцовой подписан приказ о внесении изменений в Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в части организации помощи сельским жителям. Как сообщается, проект приказа был тщательно проработан профессиональным сообществом, включая Национальную медицинскую палату и Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения, а также прошел общественное обсуждение в интернете.
В документе впервые прописываются критерии, согласно которым в населенном пункте должна быть открыта врачебная амбулатория, ФАП или фельдшерский здравпункт. Известно, например, что в селах с числом жителей более двух тысяч человек должны быть организованы врачебные амбулатории.
В селах, где проживает более тысячи, но менее двух тысяч человек, может быть организован фельдшерско-акушерский пункт. В поселениях с числом жителей от трехсот до тысячи создаются ФАПы или фельдшерские здравпункты. В селах с числом жителей 100300 человек первичная медицинская помощь оказывается посредством фельдшерско-акушерских пунктов или домовых хозяйств и (или) выездных форм работы.
Если в деревне осталось менее сотни человек медицинская помощь организуется с помощью выездной службы, которая в последние годы серьезно укрепляется и совершенствуется.
Отмечается, что каждый человек, проживающий в сельской местности, прикрепляется к конкретному врачу или фельдшеру для оказания первичной медико-санитарной помощи.
Отдельно прописано оказание медпомощи в районах с непростым климатом. Например, в Вологодской, Архангельской областях, Республике Коми, Ямало-Ненецком автономном округе работает поезд «Хирург Николай Пирогов», в Кемеровской области и Алтайском крае — поезд «Здоровье». В Томской области, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае) ходят теплоходы здоровья.
Тема возвращения ФАПов возникла на прошлогодней «Прямой линии» Президента России Владимира Путина, который заявил: «Если уж где-то что-то закрывается, то тогда должны создаваться межпоселковые ФАПы, должно это быть обеспечено транспортом, дорогами и так далее. Посмотрю повнимательнее, о каких регионах в данном случае идет речь. Это абсолютно недопустимая практика и тенденция».
Зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Борзова тогда поддержала главу государства: «В рамках Съезда депутатов сельских поселений в Волгограде на секции по здравоохранению эта тема активно обсуждалась. Мы приняли резолюцию, и главный вопрос был — не сокращать фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, а наоборот — расширять их».
За комментарием мы обратились к председателю Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» Раисе Лукутцовой.
— Внося изменения в Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи на селе, российский Минздрав, по сути, взял курс на возрождение врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов. Правильно ли это, по-вашему?
— Думаю, правильно, потому что эта система в советские годы давала хорошие результаты.
Особенно фельдшерско-акушерские пункты. Это приблизит медицинскую помощь к селу. И это очень важно. Я знаю, что в Краснодарском крае после наводнения в Крымске были построены врачебные амбулатории, которые уже дали ощутимые результаты в плане оказания помощи и, думаю, еще принесут. Это постановление очень своевременное. Если рассуждать о территориях Сибири, Урала, Дальнего Востока, то такие шаги, несомненно, повысят уровень оказания медицинской помощи населению.
— В прежние годы тенденция была иной. Проводя оптимизацию, ФАПы закрывали или заменяли их передвижными медицинскими пунктами. Вы считаете, что от стационарного ФАПа проку больше?
— Конечно. Если человек пожилой или это мама с маленьким ребенком, естественно, им спокойнее от мысли, что медицинская помощь к ним приближена. Это очень важно. И потом, есть ряд заболеваний, при которых именно оперативная медицинская помощь подчас решает вопрос жизни и смерти.
— Как вы считаете, что еще можно сделать для улучшения оказания медицинской помощи на селе?
— Раньше из областных центров в деревню часто выезжали узкие специалисты, такие как окулисты, отоларингологи, нейрохирурги, невропатологи… Неплохо бы вернуться к этой схеме. Чтобы не больные люди отправлялись в облцентр, а ездили по селам консультационные бригады и оказывали помощь на месте.
Депутат Госдумы Ольга Алимова информацию о возрождении ФАПов восприняла очень эмоционально:
— Боже мой, какое счастье! Это не просто правильно, эта проблема перезрела. Смертность в России увеличилась в том числе из-за того, что первичная медицинская помощь на селе не оказывается. Мы сосредоточились на высокотехнологичной помощи. Но чтобы ее получить, нужно доехать из села до района или областного центра. Чтобы просто поставить диагноз — сахарный диабет у тебя или инсульт, нужен фельдшер. А когда его сокращают или оставляют одного на 56 сел при отсутствии служебной машины, то, конечно, он физически не успевают помочь всем нуждающимся. А медпомощь всегда должна быть приближена к месту проживания гражданина. Даже если в деревне проживает тридцать человек, в ней должен быть врач.
— Почему, на ваш взгляд, эта тема возникла именно теперь?
— Думаю, это произошло после обнародования информации о том, что у нас смертность откуда-то появилась. Озаботились тем, что это отразится на качестве жизни, наверное. Когда Скворцова выступала в Госдуме, мы задавали ей вопросы и о ФАПах, и о том, что в каждом селе должна быть аптечка. Ведь подчас, чтобы купить элементарное лекарство, человек вынужден ехать в район, а дорог у нас нет, автобусы ходят не каждый день. Вот в Саратовской области есть Перелюбский район, в котором на пять сел только одна скорая помощь. Причем работает она только после пяти вечера. А если, не дай бог, сердечный приступ приключился в десять утра? Помочь некому. В общем, правильно всё. Лучше поздно, чем никогда.
— Как-то еще законодатели могут помочь жителям села в плане оказания медпомощи?
— На село должны ехать профессионалы, которых необходимо обеспечивать жильем, хорошей зарплатой. Но узкие специалисты в деревню не едут даже на таких условиях. Поскольку не видят перспективы. Вот этот вопрос надо бы решить. И потом, медицинское образование должно быть в России бесплатным. Я всегда говорю: не дай бог попасть к врачу, который учился на платном отделении и купил диплом.