[hide]Источник[/hide]
Автор: JerryVincentРуины древних построек вблизи современного туркменского города Аннау, находящегося километрах в двадцати юго-восточнее столицы республики Ашхабада, у самой границы с Ираном, обнаружил еще в 1904 году американский археолог Рафаэль Пампелли. В 70-х годах XX века в советской печати появлялись скупые сообщения археологов, работавших на юго-востоке Туркмении, о находках остатков нескольких древних поселений, построенных по одной и той же схеме: центральное строение, окруженное несколькими кольцами стен, между которыми располагались остальные постройки.
В 1988 году власти СССР разрешили заняться исследованием древнего поселения в Аннау доктору Фредрику Хайберту, профессору антропологии Пенсильванского университета. Сейчас уже ясно, что это городище возникло почти 7000 лет тому назад, оно на 2000 лет древнее самых старых поселений таких исторических областей Средней Азии, как Бактрия и Маргиана.
Найденные доктором Хайбертом черепки керамических изделий говорят о высоком мастерстве и художественном вкусе древних ремесленников, а обнаруженная летом 2000 года печать из черного камня произвела в мире археологов подлинную сенсацию.
Дело в том, что символы, вырезанные на ее отполированной плоской поверхности и заполненные красной краской, по мнению ученых, являются знаками письменности. Причем они не похожи ни на клинопись Месопотамии, ни на знаки древней письменности Персии, Индии и Китая. Это дает основания считать, что древние жители Аннау имели собственную, самобытную письменность. Если это так, то Шумер, считавшийся до сих пор первой цивилизацией, владевшей грамотой, уступает свое первенство этой вновь открытой древнейшей среднеазиатской культуре.
Рассказывая о своих исследованиях и о первых полученных результатах, профессор Хайберт подчеркивает, что городище Аннау, находящееся значительно севернее городов древних цивилизаций Месопотамии, Ирана и Индии, само является центром обособленной, самобытной цивилизации. В ходе раскопок 2000 года были открыты следы бывшего города, руины монументальных архитектурных сооружений — дворцов, храмов и жилых домов. Ученые полагают, что жители этого поселения составляли высокоразвитое общество со сложной социальной структурой, со своими правителями и придворной знатью, и к тому же были (пусть не все) людьми грамотными.
По словам доктора Хайберта, город, который археологи только еще начали раскапывать в пустыне Кара-Кум, на юге Туркмении, некогда находился в цветущем оазисе. По своей планировке и архитектуре он резко отличался от древних городов Месопотамии и Персии, в раскопках которых Хайберту приходилось принимать участие. Некоторые здания в Аннау имели длину сторон до ста и даже до 150 метров, их разделяли на отдельные помещения многочисленные внутренние перегородки, а возведенные снаружи оборонительные стены нередко были построены в несколько рядов. По предположениям ученых, в каждом таком здании-поселении могли проживать до нескольких сот человек. Найденные в разных местах за пределами поселений зерна пшеницы и ячменя свидетельствуют, что здесь располагались возделанные поля, на которых выращивались зерновые культуры.
Разумеется, главнейшим условием существования внутри пустыни оазисов, пригодных для жизни людей, является наличие достаточного количества воды. И, вероятнее всего, в древности неподалеку от поселений протекала река. Это мог быть один из тех небольших горных потоков, какие и в наши дни стекают со склонов Копетдага, но никуда не впадают, а, достигнув равнинной местности, вскоре теряются в песках. И людям пришлось немало потрудиться, чтобы превратить такую реку в надежный источник воды для своих хозяйственных нужд: вырубить растущие по берегам заросли деревьев и кустарников, построить запруды и дамбы, создать водохранилища, вырыть оросительные каналы и укрепить берега всех водоемов.
В процессе изысканий археологи уже достигли на отдельных участках раскопов 15-метровой (!) глубины, а так называемый культурный слой по-прежнему не прерывается. При этом найдены многочисленные вещественные свидетельства того, что ремесла и прикладное искусство были высокоразвиты на территории городищу Аннау в весьма отдаленные времена.
Помимо уже упоминавшейся каменной печати с вырезанными на ней знаками, профессор Хайберт с гордостью демонстрирует коллекцию собранных здесь черепков гончарных изделий, часть из которых разложена перед ним на столе. В руках он держит самый древний фрагмент кувшина или вазы, вышедшей из-под рук местного мастера 5500 лет тому назад, то есть еще до зарождения первого государственного образования в древнем Египте, так называемого Раннего царства, и почти за тысячу лет до правления первой царской династии Ура в Шумере.
Этот черепок украшен сложным и ярким орнаментом в виде одиночных деревьев, как бы стоящих в безлесной степи. Изделие было выполнено с большим мастерством, причем толщина его стенок составляет всего 3,2 миллиметра.
Рядом лежит осколок сосуда, окрашенного в белый и голубой цвет, с изображением птицы или дракона.